Кандидат в Общественный совет при Федеральном агентстве по делам молодежи: Тамара Ростовская
![Кандидат в Общественный совет при Федеральном агентстве по делам молодежи: Тамара Ростовская](/upload/iblock/f26/gvps83cd8or57hy9eus8t2beilxvia9o/beab0bae-af6e-49ba-9365-94c4bfea29a4.jpeg)
«Главные стратегические задачи реализации государственной молодежной политики на современном этапе, так называемые «три кита управления государственной молодежной политикой» включают: её законодательное обеспечение; развитие инфраструктуры; развитие кадрового потенциала молодежной политики. Кратко остановлюсь на каждом из них.
В настоящее время законодательство, регулирующее государственную молодежную политику в России, имеет фрагментарный характер. К сожалению, отсутствуют реально действующие механизмы реализации положений, провозглашенных уже принятыми законами, причем законами устаревшими, создающими немало ненужных коллизий. До настоящего времени не принят базовый федеральный закон о молодежи — документ, который бы закрепил статус молодежи, её категорий и консолидировал все действующие правовые нормы, касающиеся молодежной политики. За последние десятилетия были предприняты несколько попыток принять закон о молодежи.
Первая попытка принятия закона о молодежи была предпринята в 1999–2000 годах, но вето, наложенное Президентом Российской Федерации на принятый закон, не было преодолено.
Минспорттуризмом России в 2009–2010 годах был разработан проект нового федерального закона «Об основах молодежной политики в Российской Федерации», утверждена концепция федеральной целевой программы «Молодежь России на 2011–2015 годы», но, к сожалению, до настоящего времени эти документы не приняты.
Актуальность разработки данного законопроекта определяется: отсутствием правовых норм, регулирующих на федеральном уровне правовые, экономические и организационные условия реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом социовозрастных особенностей; необходимостью определения правового статуса учреждений органов по делам молодежи, осуществляющих деятельность в молодежной среде и находящихся в ведении органов по делам молодежи; необходимостью правовой защиты специалистов по работе с молодежью (более 50 тысяч человек); необходимостью правового закрепления основных понятий в молодежной сфере на федеральном уровне («молодежь» и «молодые граждане», «молодые семьи», «учреждения органов по делам молодежи», «инфраструктура сферы молодежной политики», «молодой специалист», «молодежный парламентаризм» и др.).
Таким образом, на сегодняшний день главной задачей на уровне федерального законодательства является установление юридического статуса молодежи и молодежной политики, поскольку на современном этапе российская молодежь является одной из самых уязвимых частей общества в плане реализации своих прав в социально-политической и экономической сферах.
В части развития инфраструктуры отрасли, отмечу, что, несмотря на то, что в настоящее время функционируют 184 региональных учреждений и более 2,6 тысяч муниципальных учреждений по работе с молодежью, необходимо развивать систему учреждений органов по делам молодежи, уделив особое внимание клубам по месту жительства, центрам поддержки молодой семьи, центрам трудоустройства и занятости. Важно развивать инфраструктуру для молодежи в «шаговой доступности».
В области развития кадрового потенциала сферы молодежной политики, необходимо развивать систему системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, используя, в том числе, ресурсы созданного на базе МГГУ имени М.А. Шолохова Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики и Межрегиональных центров развития кадрового потенциала молодежной политики. Очень важно, на мой взгляд, в сфере молодежной политики обеспечить преемственность реализации молодежной политики в России не только на федеральном, но и на региональном уровне. Из-за довольно частых реструктуризаций управления отраслью на федеральном уровне, передачи полномочий по реализации ГМП из одного органа исполнительной власти в другой и аналогичной ситуации в регионах мы видим, как некоторые вопросы остаются не решенными.
Прежде всего, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень руководителей и специалистов органов по делам молодежи. Для этого необходимо систематически проводить обучающие семинары, научно-практические конференции, приглашать представителей органов по делам молодежи всех уровней власти в молодежную аудиторию, в образовательные и общественные организации.
К сожалению, следует также отметить, что в настоящее время нет единой научной, методической базы для специалистов органов по делам молодежи, а также студентов и аспирантов; за последние годы на федеральном уровне не проводились фундаментальные социологические исследования в молодежной среде. В этой связи, считаю необходимым создать, в первую очередь, Федеральный научно-методический центр в сфере молодежной политики.
Считаю, что создаваемый Общественный совет должен уделить особое внимание направлениям, связанным с улучшением демографической ситуации в стране. Поддержка и развитие института молодой семьи – важные направления молодежной политики. К сожалению, в последние десятилетия в России наблюдается кризис культурной составляющей семьи, который проявляется в увеличении количества разводов при заключенных браках, тенденции к созданию незарегистрированных браков, роста числа одиноких матерей, внебрачных детей, в том числе у несовершеннолетних матерей. Для решения данных проблем, в первую очередь необходимо уделить особое внимание формированию: позитивного отношения в молодежной среде к семье и браку; культуры чувств и умения жить в семье; имиджа молодой семьи – благополучная российская молодая семья, которая живет в зарегистрированном браке, ориентирована на детей, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования».