Фильтры

По регионам
Вся Россия

Выберите регион

Анастасия Степанова: «Я росла в мире, где путешествие к звёздам казалось реальным, и для меня это стало целью»

19 марта 2021 17:08

Спикером встречи в рамках проекта «Диалог на равных» стала Анастасия Степанова – научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, член международного экипажа проекта «Mars 160», участник проекта «SIRIUS-19», испытатель в первом в мире эксперимента с женщинами «Сухая иммерсия». Встреча прошла в формате онлайн со студентами Технологического университета. Со студентами вуза спикер поговорила на тему: «Нестандартный путь к мечте – полёту в космос».

К участию в эфире присоединились 213 человек, они проявили небывалую осведомлённость и интерес к теме и исследованиям, о которых рассказывала Анастасия. И это лишь вновь показало, насколько важны такие встречи для студентов Технологического университета. Спикер с удовольствием ответила на все вопросы и поделилась своим опытом.

«Космос меня увлёк ещё в детстве. Родители всегда читали мне научно-фантастические книги, много рассказывали того, что знали о Вселенной. После, научившись читать, я и сама стала выбирать литературу в этой области: братья Стругацкие, Станислав Лем, РэйБрэдбери, Артур Кларк. Я росла в мире, где можно свободно путешествовать к звёздам. И я просто понимала, что когда вырасту, точно так же смогу полететь в космос», – рассказала Анастасия.

Студентов интересовало, как именно Анастасия пришла в исследования и стала участником большого количества космических экспериментов, проводимых в Институте медико-биологических проблем РАН и совместно с США.

«Сухая иммерсия – это модельный эксперимент для воссоздания негативных последствий влияния невесомости. Она представляет собой большие ванны, наполненные тёплой водой, где температура постоянно поддерживается, а сверху – водонепроницаемая плёнка. Вас, как исследователя, туда погружают, на поверхности остаётся только голова и шея. В ванне нужно лежать несколько дней, и раз в сутки вас поднимают максимум на 15 минут, чтобы осуществить все гигиенические процедуры в горизонтальном положении, – рассказала Анастасия об одном из проектов, в котором лично принимала участие. – Мне не было страшно участвовать в таких экспериментах, они часть моего профессионального интереса, и я рада, что могу быть причастной, узнавать физиологические особенности своего организма в таких условиях и делиться ценными данными с сообществом. Например, сухая иммерсия – это первый в мире такой эксперимент с участием женщин-испытательниц. Для меня это большая гордость. У нас всего четыре женщины-космонавта, и мне очень хотелось бы, чтобы это количество увеличивалось».

Анастасия Степанова – очень разносторонний человек, и даже на пути к своей цели – космосу – она развивается по-настоящему разнопланово. Например, четыре года она занималась космической журналистикой. Поступив на журфак МГУ, вместе с другими студентами записалась на курс под руководством Юрия Батурина – политика, учёного, космонавта Российской Федерации – и даже издала книгу: «На курсенас реально учили писать о космосе, потому что в 2006 году всё это освещалось совсем иначе, не было той красивой журналистики, которую мы видим сейчас. Полученные навыки и знания увлекли нас с сокурсницами Юлей и Аней настолько, что возникла идея написать книгу для школьников о том, как и что надо сделать, чтобы стать космонавтом. Вы и сейчас можете её прочитать, она названа цитатой Сергея Королёва – «Желаю вам доброго полёта».

У Анастасии два высших образования: первое – журналистика МГУ, второе – робототехника МГТУ им Баумана. Гостья рассказала, почему она выбрала такие разные направления и как ей удалось их постичь. «Чтобы подать заявку в отряд космонавтов, надо иметь техническое образование. Для меня робототехника – это профессия будущего. Даже несмотря на то, что это безумно сложно, меня очень сильно увлекло обучение. Я и не представляла, что высшая математика может быть столь интересной. Моя дипломная работа (робот для психологической поддержки космонавтов), как видите, тоже посвящена космосу. Во время изоляционных экспериментов я осознала, как космонавтам бывает эмоционально трудно находиться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми. И мне показалось, что здорово было бы в длительных полётах иногда смещать фокус своей усталости и плохого настроения с членов экипажа на робота, чтобы сохранить тёплые отношения внутри команды», – рассказала Анастасия.

В конце онлайн-встречи спикер дала советы студентам Технологического университета: «Попробуйте научиться абстрагироваться от всего информационного шума, которого сегодня слишком много, прислушивайтесь к себе и тому, чего вы действительно хотите. Даже если вам кажется, что это безумно сложно и невозможно, пробуйте. Самое главное – не бояться. И не забывайте, когда вам 20, память работает лучше, а если подкреплять полученные знания практикой, то вам, как специалистам, не будет цены».

Напомним, что дискуссионные студенческие клубы «Диалог на равных» – это проект Федерального агентства по делам молодежи, который реализуется в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Социальная активность», направленного на решение задач Указа Президента Российской Федерации.

Следующая новость Развитие надпрофессиональных навыков должно стать частью подготовки молодых специалистов в вузах