Анна Клец и Андрей Колоколов о том, зачем искусство городу и людям, живущим в нём
16 февраля в рамках проекта дискуссионных студенческих клубов «Диалог на равных» прошёл прямой эфир с представителями фестиваля «STENOGRAFFIA» Анной Клец, организатором фестиваля «STENOGRAFFIA», продюсером проектов в сфере искусства и социальных коммуникаций, и Андреем Колоколовым, сооснователем и идеологом фестиваля «STENOGRAFFIA», художником, исследователем визуальных коммуникаций.
Первый вопрос к спикерам касался того, что у большинства жителей Екатеринбурга и области сложилась ассоциация, что фестиваль уличного искусства – это и есть «Стенограффия».
«Эта связь даже шире, чем кажется на первый взгляд. Уже сейчас в масштабах страны заниматься «Стенограффией» – это заниматься уличным искусством. Последние пять-шесть лет «Стенограффия» стала именем нарицательным, если можно так сказать. То есть кто-то может сказать «я занимаюсь стенограффией уже пять лет», имея в виду уличное искусство. Нам даже присылали афиши, где было написано «фестиваль граффити, стенограффии и т.д.». То есть за время существования «Стенограффия» из имени фестиваля превратилась в вид деятельности. Этому поспособствовало и удачное имя, которое мы выбрали для фестиваля. Это уже аже не наш фестиваль, «Стенограффия» стала общей», — ответил Андрей Колоколов.
В 2018 году команда фестиваля разработала робот-принтер, который перенёс на стену рисунок по эскизу нейросети Яндекса. Студентам было интересно узнать, а могут ли подобные технологии на фестивале заменить человека.
«В будущем у художников будут появляться новые инструменты. Эксперименты идут уже сегодня, в том числе с помощью технологий. Но технологии, так или иначе, не заменят человека. Алгоритмически и технически, конечно, машина превосходит человека. А вот сформировать идею и донести её до аудитории машина не сможет. У человека это получится куда лучше и интереснее», — отметила Анна Клец.
Задавая вопрос, участники сравнили город с холстом. «Город — это идеальный холст для художника. Он объемный, сложный, у него много фактур и символов. Одна из самых знаменитых работ STENOGRAFFIA — CTRL+X — гараж и старый автомобиль. Мы разрисовали «Москвич» и гараж-«ракушку» так, словно «вырезали» их в графическом редакторе Photoshop. Работа бахнула просто на весь мир! О ней писали такие известные западные издания, специализирующиеся на искусстве и дизайне, как Vice, Coossal и My modern met. Было очень радостно, когда наш кумир Саймон Столенхаг (шведский художник и дизайнер) опубликовал у себя в сетях нашу работу с комментарием: «Это очень круто!». При наполнении города арт-объектами важно соблюдать баланс между художниками, которые «взламывают среду», и теми, кто использует ее для обновления городских пространств. Когда мы раскрашиваем пустые фасады в «сером» микрорайоне, то это является значительным преобразованием для живущих там горожан. Люди хотят перемен, и масштабные арт-объекты уличных художников дают подобным пространствам новую жизнь», — поделился Андрей Колоколов.
Напомним, дискуссионные студенческие клубы «Диалог на Равных» — проект Федерального агентства по делам молодёжи, который реализуется в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Социальная активность», направленного на решение задач Указа Президента Российской Федерации.