Фильтры

Фильтры
По регионам
Вся Россия

Выберите регион

Виталий Гутман: «ЕГЭ лучше, чем бывшая система выпускных и вступительных экзаменов»

18 июня 2010 19:17
Виталий Гутман: «ЕГЭ лучше, чем бывшая система выпускных и вступительных экзаменов»

       В редакции газеты «Волга» состоялась «прямая линия», посвященная проблемам образования. На вопросы читателей отвечал министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. Предвидя активный отклик, объявление о проведении сеанса связи с министром редакция сделала заранее, сообщив адрес электронной почты и телефон, по которому читатели могли задать свои вопросы. Отклик, как мы и ожидали, был велик. Конечно же, самыми актуальными оказались темы ЕГЭ, оплаты труда педагогов, переход на двухуровневую систему образования. Обсуждение выдалось бурным. Порадовало то, что прозвучали вопросы не только частного характера, но и общего плана. Были и предложения по улучшению тех или иных аспектов образовательной сферы региона. Все предложения были переданы министру, а наиболее острые и злободневные вопросы (и, конечно же, ответы) мы предлагаем сейчас вниманию читателей.        - В 2011 году вступят в действие положения федерального закона, позволяющие вузам набирать студентов только в бакалавриат и магистратуру, исключая специалитет. Как астраханские вузы готовятся к нововведениям? Что изменится для учебных заведений и для самих студентов после введения двухуровневой системы?        - В Астраханском государственном университете двухуровневая система «Бакалавр – магистр» будет действовать на всех специальностях, за исключением ветеринарии. Это направление сохранит квалификацию «Специалист». В АГМА переход на двухуровневую систему не предусмотрен. Практически по всем направлениям подготовки останется специалитет, за исключением специальности «Сестринское дело», уровень квалификации которой находится на стадии обсуждения. В АГТУ девять специальностей сохранят программу подготовки «Специалист». О них руководство вуза сообщит дополнительно после подписания необходимых документов. Сейчас со старшеклассниками проводятся разъяснительные беседы об эффективности новой системы.        Если для вузов она породит некоторые сложности (смена программ, учебных планов, методик преподавания), то для студентов жизнь станет интереснее и мобильнее. Появятся новые возможности. Набирая определенное количество образовательных кредитов (это не деньги, а оценки), учащийся может перейти в другой вуз, повысить квалификацию. Также эта система дает возможность российским студентам получать дипломы международного образца, повышать свою квалификацию в зарубежных университетах и трудоустраиваться за границей без дополнительной переаттестации. Мы сейчас входим в Болонский процесс. Можно спорить о нем, но нельзя не признать, что эта система успешно работает во многих развитых странах.        - Я бы хотела узнать о судьбе голодающих педагогов из центра детского научно-технического творчества. Скажите, найден ли какой-то консенсус? Что будет с учителями и самим детским центром? Проясните, пожалуйста, ситуацию, а то слишком много противоречивой информации приходится слышать.        - Я бы подчеркнул слово «противоречивой»… Что касается договоренностей, то сейчас создана рабочая комиссия, куда вошли представители министерства образования, областной Думы и сами педагоги. Идет работа по урегулированию ситуации. Мы договорились не давать личных оценок, поэтому я не буду сейчас комментировать. Скажу лишь, что при любом исходе все педагоги сохранят свои рабочие места, сохранится бесплатность услуг центра и количество кружков. Здание тоже никуда не денется. Перепрофилировать или продавать его никто не собирается.        - Сколько школ в области закрылось в связи с оптимизацией образовательной системы?        - В ходе одной дискуссии меня обвинили в том, что в Астраханской области я закрыл тысячу школ. Это при том, что их на самом деле всего-то 370. На самом деле ни одна школа с момента начала процесса оптимизации не закрылась, и мы не собираемся ничего закрывать, тем более что сделать это можно лишь с согласия схода граждан. Да, оптимизация происходит, но это не экономия, это развитие.        - Президент обратил внимание на наболевшую российскую проблему, характерную и для Астраханской области – катастрофическая нехватка мест в детских садах. Будут ли в регионе в ближайшее время строить новые дошкольные учреждения и возвращать статус прежним?        - Согласен, что проблема дефицита мест в детских садах для нашего региона стоит как никогда остро. Это связано и с повышением рождаемости, и с материально-техническим состоянием зданий, в которых размещаются детские сады, и с рядом других обстоятельств. В настоящее время по поручению губернатора Александра Жилкина министерство проводит сбор информации для получения аналитических материалов касательно количества и технического состояния зданий, в которых размещались учреждения дошкольного образования до 1990 года, включая государственные и принадлежавшие колхозам, совхозам, различным предприятиям. Этот материал должен помочь оценить возможность передачи в муниципальную собственность отдельных зданий с обязательной профилизацией на систему образования и возвращением прежнего статуса. Кроме того, не исключается вероятность выявления зданий, переданных собственникам в нарушение действующего законодательства. Эту работу планируем завершить в течение двух месяцев, но считать это конечной точкой в решении проблемы, к сожалению, нельзя. Согласно действующему законодательству дошкольное образование полностью относится к компетенции органов местного самоуправления. Мы со своей стороны предлагаем использовать альтернативные способы дошкольного обучения: создание кратковременных групп, привлечение к этой деятельности населения, создание частных детских садов и т.д.        - Когда в лицее №2 откроется спортивный зал?        - На данный момент проект полностью готов, но вопрос финансирования остается открытым. Если мы до конца года сумеем убедить федеральное правительство в необходимости выделения средств, то строительство начнется уже в следующем году и много времени не займет.        - Есть ли в Астраханской области школы, в которые вы бы ни за что не отдали учиться своих детей и внуков?        - Есть. Те, которые показывают низкий уровень при подготовке к ЕГЭ.        - Минобрнауки в этом году планировало начать эксперимент по поддержке талантливых ребят, которые учатся на коммерческих отделениях вузов, предоставляя им льготные образовательные кредиты. Начала ли действовать эта система в нашей области?        - Программы кредитования уже существуют. Лидером по введению данного эксперимента среди вузов региона является Астраханский государственный технический университет, так как он стал участником программы господдержки (обучение студентов по социально значимым специальностям). Уже после окончания летней сессии студенты, сдавшие экзамены на «хорошо» и «отлично» и желающие получить льготный образовательный кредит, могут подать заявления в ректорат вуза. В ближайшее время на территории «студенческого городка» будет вывешен баннер со справочной информацией. В целом же образовательные кредиты на территории области выдают два банка – Россельхозбанк и Сбербанк.        - Не считаете ли вы, что ЕГЭ уничтожает образование? На мой взгляд, система тестов не способна выявить уровень подготовки, всегда есть элемент случайности. Выскажите, пожалуйста, ваше мнение по этому поводу.        - У нас в прошлом году выпускница из Володарского района, сдав ЕГЭ на высокий балл, получила возможность учиться в МГИМО на бюджетной основе. Могу привести еще много примеров, которые подтвердят, что ни о каком уничтожении образования речи нет. К тому же ЕГЭ – это не только тесты. Вы в этом можете убедиться, внимательно ознакомившись с текстом экзамена. Можно спорить о контрольно-измерительных материалах, можно спорить о содержании ЕГЭ. И даже нужно спорить. Но в том, что ЕГЭ лучше, чем бывшая система выпускных и вступительных экзаменов, я убежден.        - В прессе все чаще мелькают сообщения о подростковых суицидах на почве экзаменов. Не кажется ли вам, что прежняя система была гуманнее к детям?        - Не могу согласиться с этой точкой зрения. Прежняя «гуманная» система итоговой аттестации в школе предусматривала обязательность экзаменов по восьми предметам. Кроме того, на этапе вступительных испытаний в вуз или ссуз абитуриент сдавал еще четыре экзамена. Нагрузка на ребенка, таким образом, была значительно больше. Основное преимущество ЕГЭ как раз и заключается в возможности совместить выпускные и вступительные экзамены и в создании равных условий для всех учащихся, независимо от места проживания, при поступлении в вуз или ссуз.        - Я учитель английского языка. С введением новой системы оплаты труда моя заработная плата не повысилась, а наоборот, стала меньше. В среднем я получаю 5 тысяч рублей. В таком же положении оказались многие учителя. Почему так произошло? Решает ли министерство образования каким-то образом эту проблему?        - Действительно, с введением отраслевой системы оплаты труда возникли трудности с учителями иностранных языков, информатики, физкультуры. Это было учтено, и для них был увеличен коэффициент. Если данному учителю коэффициент не был увеличен, то проблема в самой школе. Возможно, неправильно распределяется фонд оплаты труда. К примеру, деньги идут на содержание многочисленных замов. Министерство образования, к сожалению, не может запретить директорам содержать несколько заместителей, но мы создали управляющие советы, которые имеют полномочия регулировать ситуацию в школе. Управляющий совет – это своеобразная переговорная площадка. Я не понимаю, почему учителя боятся туда обращаться. Именно безынициативность самым прямым образом влияет на их заработную плату.        - Каким образом вы как министр образования намерены прекратить поборы с родителей в школах? Сейчас они зачастую замаскированы под видом добровольных пожертвований, но какие же они добровольные, если собирают со всех в принудительном порядке?        - Во-первых, о каждом факте сбора денег, который кажется вам незаконным, следует сообщать в министерство. Во-вторых, добровольные пожертвования они на то и добровольные, что не могут носить принудительный характер. Согласно пункту 8 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов. Образовательное учреждение имеет право обратиться к родителям с просьбой о финансовой помощи, а родители имеют право (но не обязаны) оказать материальную помощь школе. Отношение к ученикам не должно меняться в зависимости от того, оказывают ли родители финансовую поддержку образовательному учреждению или нет.

18 июня 2010 19:17
Следующая новость Поисковая экспедиция НАО отправится в Карелию